Главная » Файлы » Электронное издательство » Статьи

Система комплексных упражнений трубача
18.02.2015, 16:55

Нет ни одного исполнителя, которого не волновал бы вопрос организации самостоятельной работы на инструменте. Большинство педагогов (в особенности это относится и трубачам) предлагали и предлагают свои варианты построения ежедневных занятий, помогающий разыгрыванию губного аппарата перед основной работой (в оркестре или перед самостоятельной работой над этюдами или пьесами).

Необходимость разыгрывания и специальной тренировки губ отмечалась авторами самых первых «школ» для трубы — Чезаре Бендинелли (1641 г.) и Джироламо Фантини (1638 г). В последующих работах также затрагивали этот вопрос, но не во всех «Школах» прошлого, включая знаменитую школу Ж.Б.Арбана, ежедневным упражнениям уделялось слишком мало внимания.

Наиболее подробно этот вопрос стал освещаться в некоторых методических работах, появившихся в начале XX столетия. Среди первых авторов ежедневных упражнений для трубы был Август Иогансон (1853 — 1916), профессор Петербургской консерватории, один из лучших учеников В.В.Вурма. В это же время появились широко известные ежедневные упражнения Макса Шлёзберга, выдающегося трубача и педагога, получившего музыкальное образование в России, «Технические упражнения» Герберта Кларка (1867 — 1945) — выдающегося американского солиста-корнетиста.


Сегодня молодые трубачи по-прежнему задают вопрос: «Как необходимо начинать заниматься»? Этот же вопрос постоянно задавали Тимофею Александровичу Докшицеру, и при этом добавляя «...если это не секрет».


Затем в западных странах появилось значительное количество интересных работ, посвященных развитию и ежедневному тренажу исполнительского аппарата трубача. Это работы У.Эби, X.Шепарда, РШебрука, А.Шеффера, Д.Стейджерса, У.Костелло, Л.Маджио, Л.Гордона, РСполдинга, Ч.Колина, Л.Дэвидсона, П.Тибо, К.Ховальда, Д.Стэмпа и др.

Значительное внимание уделил этому вопросу известный джазовый трубач Гарри Джеймс.

В нашей стране, кроме упражнений А.Иогансона были изданы ежедневные упражнения М.И.Табакова (4-я часть его Школы 1963г. «Музгиз»), С.Н Ерёмина, Анатолия Максименко,

С.Болотина, Л.Чумова.

Несмотря на столь значительное количество имеющихся на эту тему работ, еще и сегодня молодые трубачи по-прежнему задают вопрос: «Как необходимо начинать заниматься»? Этот же вопрос постоянно, в течение ряда десятилетий задавали и Тимофею Александровичу Докшицеру, и часто при этом добавляли «...если это не секрет».

Я наслышался много разных наивных историй, что будто бы Тимофей Александрович старается не заниматься при всех, чтобы «не выдать секретов» своего мастерства. Часто люди, которые наблюдали за разыгрыванием Т.Докшицера, были разочарованы тем, что прославленный музыкант играл то же самое, что обычно играют и все остальные музыканты — филированные (выдержанные) звуки, упражнения легато, гаммы, арпеджио различными штрихами. Действительно, занятия Т.Докшицера строились на том же традиционном материале, но он гибко пользовался им в соответствии с конкретным состоянием своего исполнительского аппарата. Поэтому вопрос подготовки нашего исполнительского аппарата к игре — это вопрос очень личный. В этом, считал Тимофей Александрович, и состоит секрет успеха индивидуальных занятий.


В своем педагогическом методе Т.Докшицер всегда возражал против механического заимствования.


 

Все ранее изданные ежедневные упражнения предлагают свою определенную схему занятий.

Однако такой стандарт без учета индивидуальных особенностей играющего не может удовлетворить всех. В своем педагогическом методе Т.Докшицер всегда возражал против механического заимствования. Он был убежден, что вопрос тренажа исполнительского аппарата трубача нельзя отрывать от его индивидуальности, конкретного состояния исполнительского аппарата каждый день. Необходимо сделать игру на инструменте осознанной, и каждому исполнителю он советовал научиться отбирать необходимый материал для тренировки и развития своих способностей. В процессе обучения Т.Докшицер старался научить играющегося ясно понимать, что ему необходимо играть, для чего, когда и сколько играть. Тогда и не возникнут вопросы о каких-то особых «секретах».

С появлением «Системы комплексных упражнений трубача» мы получили великолепную возможность проникнуть в творческую лабораторию выдающегося мастера, у которого не было секретов от своих коллег и учеников. Воспользуйтесь разумно ими!

Примечание: В конце мая или начале июня 2015 года издательство "Композитор" планирует издать "Систему комплексных упражнений трубача". Поторопитесь приобрести - первое издание раскупили очень быстро. - В.Докшицер. 

Категория: Статьи | Добавил: olga-123
Просмотров: 1929 | Загрузок: 0 |