Главная » Файлы » Электронное издательство » Статьи

Валерий Халилов: «Дирижер должен быть фанатом своего дела»
22.01.2015, 14:44

О духовой музыке

В конце прошлого века жанр духовой музыки пошел на спад. Перестали существовать многие  духовые коллективы, особенно самодеятельные. Из репертуара исчезли советские произведения, которые несли идеологическую составляющую.  В первые годы перехода от советского строя к демократическому обществу мы искали новые пути развития духовой музыки – через воспоминания, прошлое, в том числе дореволюционное . Знаете, тяжелыми бывают не времена, а люди.  Сегодня работа по возрождению духовой культуры идет полным ходом.  Со своей стороны я стараюсь поднимать этот вопрос перед людьми, имеющими возможность повлиять на ситуацию. Многие идут навстречу -  губернаторы, административный аппарат. 

Как поется в одной песне, наш жанр не задушишь, не убьешь. Интерес к духовой музыке возрастает год от года и приобретает массовый характер.  Появляются новые коллективы, которые играют очень демократичную музыку, узнаваемую слушателям: марши, вальсы, польки. Когда слушаешь духовой оркестр, происходит некий катарсис. Даже когда играет любительский духовой оркестр, вокруг него собирается толпа слушателей. Ведь это диковинка, что-то из ретро. Словно из шкатулки достал и любуешься. 

Часто в любительских ансамблях участвуют люди разных возрастов: в одном коллективе могут играть и дети, и взрослые, и пенсионеры.  Так что духовая музыка объединяет, способствует преемственности поколений. Кроме того, что люди получают удовольствие от своего музицирования, они еще и дарят радость людям. Для детей, которые взрослеют в таких оркестрах, открываются горизонты гармонии и музыкального звучания.  Этот опыт незаменим для становления личности и обретения характера.  


"Люди устали от урбанизации и электронного звучания. А духовая музыка - это экологически чистый жанр"


Его пытались смешивать с инородными инструментами, другими ритмами… В отдельных случаях это звучало уместно, однако в основном духовой жанр остается консервативным. С момента их изобретения строение инструментов практически не изменилось. Это как скрипка, которую еще Страдивари сделал: она до сих пор играет превосходно, и никому в голову не приходит что-то в ней менять.

Про ГУДИ

Я считаю, что это лидирующее заведение в гражданской духовой музыке. Аналогичного профессионального образовательного учреждения в России нет. Даже отсутствие симфонического оркестра нельзя назвать недостатком в этом случае. Конечно, если бы была возможность репетировать с симфоническим оркестром, это совершенно точно не стало бы минусом для учеников. Однако стоит заметить, что учреждений, которые готовят музыкантов для симфонических оркестров, очень много. Я сам духовик, и, на мой взгляд, было бы интереснее сосредоточить внимание на духовом жанре, нежели работать на расширение творческой деятельности.

Про «Спасскую башню»

Важная веха в биографии военных оркестров России – участие в международных музыкальных фестивалях. В последние годы мы сами стали хозяевами нескольких фестивалей высокого уровня: я являюсь музыкальным руководителем Международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня» (Москва), «Амурские волны» (Хабаровск), «Марш столетия» (Тамбов) и фестиваля в Южно-Сахалинске, посвященного окончанию Второй мировой войны.

Начиная с 2007 года ежегодно в Москве, на Красной площади, с большим успехом проходит Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Участвовать в нем считают за честь ведущие военно-музыкальные коллективы из разных стран мира – Германии, Франции, Индии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Италии, Греции, Пакистана, США, Израиля, Казахстана, Великобритании… Все оркестры разные по репертуару  и манере исполнения, и в этом их прелесть.

Когда в финале фестиваля я дирижирую сводным оркестром, состоящим из всех участников «Спасской башни», я ощущаю колоссальный подъем, и в то же время это момент максимальной собранности, сосредоточенности и ответственности. Ведь сводный оркестр – это сложнейший организм. На Красной площади невозможно слышать каждого музыканта, но у меня есть помощники – дирижеры, которые обеспечивают чистоту и стройность инструментальных групп.  Общая ситуация мне подвластна, но каждый раз в этом действе есть элемент непредсказуемости, некоего таинства, и в этом особая прелесть нашей профессии. Я ничуть не преувеличу, если скажу, что, когда в финале фестиваля звучит огромный оркестр, сердца тысяч людей на Красной площади в эти мгновения переполняет чувство гордости за свою страну. 

Быть дирижером

Дирижер должен быть фанатом своего дела. Чтобы заниматься этим, нужно любить  профессию. Без этого быть музыкантом сложно, особенно в наше время: оплата труда очень низкая.  Я знаю это абсолютно точно, потому что езжу по различным городам и поселкам - участвую в жюри фестивалей и конкурсов.


"Я считаю, что те, кто работает в этом жанре – фанаты, которые без своей профессии и без музыки жить не могут"


 Именно на энтузиазме своих руководителей, на их фанатизме и преданности держатся эти маленькие оркестры. Дирижеры находят им помещение, организуют выступления, заходят в любые двери, и если их прогоняют, заходят в них вновь. Таких людей, к сожалению, мало. Но пока они есть – наша профессия будет жить. Хотелось бы, чтобы в нашей стране была соответствующая подготовка дирижеров и руководителей оркестров. Пока, к сожалению, ее нет. Оркестров много – а профессиональных дирижеров практически нет. 

Про репертуар

К сожалению, в последние годы для духовых оркестров пишут очень мало произведений. Опять же, уменьшение числа оркестров привело к тому, что количество людей, которые работают в этом жанре, сократилось. Нужно заинтересовывать людей, объявлять конкурсы, тогда и активности будет больше. 

Я приверженец традиционного репертуара. Духовой оркестр появился благодаря армии,  и его назначением всегда было патриотическое воспитание молодежи. Произведения для духовых оркестров, даже вальсы –  «Амурские волны», «На сопках Манчжурии», направлены на обеспечение патриотических целей. На мой взгляд, оркестр может играть обработки классических произведений, современную российскую музыку, узнаваемую мировую классику, но в основе любого репертуара должны находиться именно патриотические песни, марши и вальсы. Так было всегда, и отказываться от этого было бы неправильно. В музыке военного духового оркестра – широкая душа России, размах во всем: что в бою, что в любви, что на параде.

Беседовала Ирина Шишкина. 

Категория: Статьи | Добавил: olga-123
Просмотров: 834 | Загрузок: 0 |