Главная » Файлы » Электронное издательство » Статьи

Заметки о сценическом волнении
16.01.2015, 17:02

Автор: Эркин Юсупов.

На мой взгляд, волнуются абсолютно все исполнители, просто кому-то удается вполне справляться со сценическим волнением, а кому-то – нет. У кого-то волнение отражается на свободе дыхания, у кого-то трясутся руки, кто-то начисто забывает текст, а у кого-то пересыхает во рту.

Прежде всего, надо понять, что природа сценического волнения - психологическая и идёт «от головы». Оно возникает от плохо выученного текста, мыслей о том, что подумает об исполнителе слушатель, боязнь получить плохую оценку на зачете, общая боязнь выходить на сцену и т.д. Все эти факторы отражаются на организме. Чем лучше будет выучено произведение, тем больше шансов исключить на сцене моменты волнения.


"Если пересыхает во рту, то не стесняйтесь выносить на сцену воду: лучше смочить горло в паузе, чем потерять в качестве из-за сухости"


Так же можно слегка с боков покусать язык, что тоже способствует слюноотделению. Полезно перед выходом на сцену сделать несколько глубоких вдохов, что помогает восстановить нормальное сердцебиение.

Так же бывает, что пик волнения приходится на первые минуты исполнения, а дальше оно идёт на спад. Этот фактор стоит учитывать при подготовке к выступлению, особо уделяя внимание тому нотному материалу, который приходится на эти минуты.

Отдельно хочу сказать о волнении во время исполнения соло в оркестре. Оно бывает зачастую ещё более сильным из-за коллективного фактора, т.е. исполнитель боится испортить своими ошибками общую музыкальную картину. Особо стоит отметить и боязнь дирижёрского недовольства. Это зачастую не прибавляет исполнителю уверенности. Тут бывает очень важна поддержка коллег. Как и при подготовке сольного произведения, следует быть максимально готовым, - желательно выучить оркестровое соло наизусть, чтобы не потеряться в случае изменений темпа дирижёром на концерте.  Не стоит злоупотреблять алкоголем:  он сильно влияет на нервную систему и общее физическое состояние. 


"Если смириться с волнением, как с данностью, легче преодолевать его последствия. Стараться, как можно больше выступать перед ответственными концертами и конкурсами, максимально часто обыгрывая программу в музыкальных школах, студиях и так далее"


При регулярных и стабильных занятиях музыкант приобретает хорошую исполнительскую форму, что так же придаёт ему большую уверенность на сцене. И, как это ни банально звучит, частое проигрывание вне сцены сольных фрагментов очень способствует их дальнейшему исполнению уже в оркестре. Стоит также понять, что волнение абсолютно не способствует ни музыкальности, ни просто удачной игре. Поэтому Ваше умение с ним справляться напрямую влияет на качество Вашей игры!

И старайтесь на сцене быть максимально физически расслабленными. Этому способствуют занятия плаванием и йогой. Кто-то обливается холодной водой, кто-то вместо публики представляет кирпичную стену, - у каждого свой способ борьбы с волнением. Важно понять, что "мандраж" не позволяет нам полностью контролировать ситуацию на сцене, мешая нормальной работе дыхания, аппарата, исполнению текста. Для его устранения хорошо использовать и приседания перед выходом на сцену, методы аутотренинга и глубокое дыхание в паузах. Но главное результат, без которого не будет полноценного исполнения. Удачи, друзья!

Категория: Статьи | Добавил: olga-123
Просмотров: 858 | Загрузок: 0 |