Главная » Новости » Отзыв о концерте "На музыкальных орбитах"

Отзыв о концерте "На музыкальных орбитах"

Старшее поколение часто сетует, что молодёжь в нашей стране деградирует духовно и интеллектуально. Приходится нередко слышать не лестное мнение о молодых людях: и читают они мало; и общаться по- человечески не умеют; и ничего по-настоящему их не трогает; и желания у них какие-то низменные, материальные; ни к чему они по-настоящему не стремятся; и искренне их ничего не интересует, т.е. растёт, дескать, «потерянное» поколение. В этом распространённом мнении, возможно, есть доля истины - современный рациональный мир, новейшие технологии упрощают межличностные отношения, делают человека эмоционально выхолощенным, отвлекают его душевные силы на пустое созерцание, а суровый мир выживания, стяжательства и эгоизма формирует единственную желаемую цель у молодёжи – материальный достаток, финансовое обогащение.

Но на самом деле «не всё так плохо в Датском королевстве». Таким отчаявшимся и разуверившимся в российской молодёжи людям стоило бы прийти 11 апреля 2017 года на концерт Государственного училища духового искусства в ЦКИ «Меридиан». Хотя бы для того чтобы воспрянуть духом и найти потерянный оптимизм! Без преувеличения в этот будний вечер был полный зал народа. На сцене одухотворенные лица исполнителей! Пленённые не «Золотым тельцом», а музой Эвтерпой, молодые дарования!

Программу концерта, посвящённого Дню Космонавтики «На Музыкальных орбитах» открыл учебный оркестр училища под управлением дирижёра Марата Рустамовича Акберова. На мой взгляд, немузыкального обывателя, всё было безупречно: музыканты и дирижёр - единое целое, состав оркестра - ещё дети, но они профессионально и слаженно работают, доверяют дирижёру, чувствуют содержание произведения, выделяют акценты. За видимой лёгкостью и парадностью исполнения, конечно, скрывается тяжёлый ежедневный труд, долгие репетиции. Судя по репертуару, представленному на концерте, оркестр отважно экспериментирует, не боится расширять диапазон исполняемых произведений, а Марат Акберов любит своё детище, верит в него и хочет использовать все возможности коллектива.

Впечатление удивительной виртуозности осталось после выступления флейтистки Ирина Мордакиной. Она исполнила бравурную польку «Соловей» Вильгельма Поппа. Это мажорное, игривое произведение было, на мой взгляд, чисто исполнено, не одна тридцать вторая по длительности нота не слиплась, не затерялась. Ирина слилась с инструментом, флейта стала продолжением её рук и губ, в какой-то момент флейтистка, будто-бы, сама превратилась в задорную птичку, прыгающую с ветки на ветку и заливающеюся трелью. Безусловно, такие метаморфозы - проявление не только отточенной техники, но и высокого артистизма.

Хотелось бы выделить выступление саксофониста Романа Самойлова. Юноша представил малоизвестный широкой публике концерт каприччо для саксофона и фортепиано Григория Калиновича на тему Николло Паганини. Мне показалась даже, что Роман не играл на инструменте, а играл с инструментом, выявляя его возможности, импровизировал на ходу, ведя диалог со зрителем, настолько легко и выразительно это выглядело. Быстрая, чёткая артикуляция - создавалась иллюзия, что Роман даже не берёт дыхание, а играет скрытыми силами внутренних переживаний.

Красоту звучания ксилофона раскрыл перед нами Никита Выборнов, представив на суд зрителей Кампанеллу Никколо Паганини. Не могу судить, как остальные зрители, но я не часто слышу выступление этого ударного инструмента без оркестра, только в обрамлении звуков фортепиано. Зрительно, ксилофонист только скользил палочками по пластинам, едва касаясь их, а мелодия бежала, журча и переливаясь, как воды быстрой, чистой реки, наполняя зал звонкими, хрустальными звуками. Беглость в быстрых пассажах, великолепная подвижность кистей рук исполнителя создавали волшебные, наполненные, живые звуки. Думаю, многие в зале открыли этот инструмент для себя заново.

К сожалению, духовые оркестры до сих пор у неискушённого слушателя, далёкого от мира Музыки, ассоциируются с военными маршами, вальсами, выступлениями на торжествах и проводах, т.е. с очень узкими репертуарными возможностями. А духовые инструменты воспринимаются лишь как элементы симфонического оркестра, не способные на «серьёзные» сольные программы. Концерт учащихся Государственного училища духового искусства полностью опроверг это бытующее мнение.

Разнообразие выбранных для концерта произведений поражает: наряду с легко узнаваемыми классическими произведениями были представлены произведения не известные широкой публике: трио №2 для флейты, кларнета, и фагота Эжена Уолкерса, концерт для гобоя с оркестром Ре-мажор Ридьеша Гидаша, Соната для двух кларнетов, в трёх частях Франсиса Пуленка.

В программе были представлены различные музыкальные жанры: народная мексиканская песня «Чьяпанекас», увертюра из оперетты «Летучая мышь» Штрауса, музыка из кинофильма «Гладиатор» Ханса Циммера.

Был продемонстрирован широчайший диапазон эмоциональных состояний, настроений, которые способны выразить духовые и ударные инструменты. Лёгкая, жгучая, темпераментная музыка Рафаэля Мендеса сменялась лирической, мелодичной Элегией Карла Даниэля Лоренца. Легковесная полька Вильгельма Поппа соседствовала с драматической, проникающей в душу и бередящей чувства, заставляющей обратиться внутрь себя музыкой Сергея Рахманинова.

Когда концертный оркестр ГУДИ, под руководством Аскара Бисембина начал играть 2-ой концерт Рахманинова, зал затаил дыхание, раздались звуки фортепиано и каждый из слушателей в зале поплыл на волнах прибоя в бездну собственной души… В завершении программы, для того чтобы зрители ушли в прекрасном, приподнятом настроении оркестр подарил зрителям польки «Анна» и «Трик-Трак» Иоганна Штрауса.

Зал долго не отпускал концертный оркестр со сцены, раздавались крики «браво», «бис» и громкие овации. Эти заслуженные аплодисменты предназначались, конечно, всем участникам праздничного концерта, всем одаренным, талантливым, целеустремленным ребятам, которые продемонстрировали профессионализм, мастерство и тонкое эмоциональное чутьё. Браво!

Организатор выставки «Привет из Космоса» в ЦКИ «Меридиан» художника Н.Н.Калитина
Лариса Александровна Стратонова



Опубликовано 16.04.2017